Мой знакомый является гражданином Германии. Недавно он сообщил, что хочет купить недвижимость в Днепропетровске, чтобы открыть офис для ведения своего бизнеса. В настоящее время я подыскиваю ему подходящее здание под офис. В связи с этим хотелось бы узнать, как осуществляется оформление сделок купли-продажи зданий с участием покупателей-нерезидентов как физических, так и юридических лиц. Какие документы при этом понадобятся?

Кирилл

Ответ (Анна Корочкина, юрист Адвокатской компании «ПРАЙМ»)

Национальное законодательство содержит ряд норм и положений, которые определяют процедуру оформления прав нерезидентов на недвижимое имущество на территории Украины. Одним из нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу, является Гражданский Кодекс. Данный акт устанавливает, что субъектами права собственности в Украине, наравне с гражданами и юридическими лицами страны, признаются также юридические лица других государств, совместные предприятия, международные организации, граждане других государств и лица без гражданства. Таким образом, любое юридическое или физическое лицо, независимо от гражданства, места проживания или регистрации, вправе приобретать в Украине недвижимое имущество без каких-либо ограничений (кроме приобретения земельных участков) и в порядке, установленном законодательством для лиц-резидентов.

Порядок нотариального удостоверения договоров об отчуждении недвижимого имущества определен «Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины», утвержденной приказом Минюста Украины от 3 марта 2004 г. № 20/5, зарегистрированного в Минюсте Украины 3 марта 2004 г. под № 283/8882.

Процедура не отличается от заключения аналогичных сделок по приобретению объектов недвижимости при участии граждан Украины.

Для заключения договора купли-продажи гражданину-нерезиденту в нотариальную контору необходимо предоставить:

  • национальный паспорт с действительной визой (если таковая необходима для въезда в Украину) либо видом на жительство в Украине;
  • справку о присвоении идентификационного номера по данным Государственного реестра физических лиц – налогоплательщиков (получить которую можно, предварительно заполнив карточку установленной формы ГНИ, и предъявив паспортный документ);
  • если нерезидент пребывает в зарегистрированном браке, то необходимо личное присутствия супруги (супруга) либо предоставление нотариально удостоверенного ее (его) согласия на заключение данной сделки.В том случае, если покупателем выступает юридическое лицо, то для заключения упомянутого договора потребуется следующее:
  • учредительные документы (если они предусмотрены законодательством страны регистрации), свидетельство о государственной регистрации либо выписка из торгового, банковского или судебного реестра. При этом нотариус проверяет, отвечает ли нотариальное действие, которое совершается, объему гражданской правоспособности юридического лица;
  • приказ (протокол) о назначении (избрании) руководителя юридического лица-нерезидента либо доверенность, выданная представителю такого юридического лица. Нотариус не требует предоставления доверенности на заключение договора от лица, уполномоченного на это учредительными документами юридического лица. В этих случаях от представителя требуются документы, которые предусматривают указанные полномочия и удостоверяют его должностное положение;
  • наличие печати данного юридического лица-нерезидента.

При этом документы, которые были составлены за рубежом, могут быть приняты нотариусами Украины только при условии их заверения в соответствии с законодательством страны их выдачи, перевода на украинский язык и легализации органами Министерства иностранных дел Украины. Без легализации вышеуказанные документы принимаются нотариусами в том случае, когда по условиям двусторонних соглашений, заключенных Украиной и страной происхождения документов, дополнительного удостоверения их не требуется. Либо когда они заверены уполномоченным органом страны документа путем проставления отметки «апостиль» согласно с положениями Гаагской конвенции, которая ратифицирована Украиной и вступила в действие с 2003 года.

Расходы по оформлению таких сделок составляют 2% от цены, указанной в договоре, из них 1% - государственная пошлина, предусмотренная Декретом Кабинета министров Украины «О государственной пошлине», 1%- сбор в пенсионный фонд Украины. Кроме того, стороны дополнительно оплачивают услуги нотариуса.