Госбюджет 2011: что год пришедший нам готовит?

Государственный бюджет - это:

  1. находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления;
  2. финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, основной финансовый документ страны.
  3. это совокупность экономических отношений между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций. То есть, можно сказать, что государственный бюджет - это ежегодный баланс поступлений и расходов, который разрабатывают государственные органы для активного воздействия на экономический процесс и повышения его эффективности.

23 декабря 2010 года с соблюдением всех процессуальных сроков Верховной Радой был утвержден Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год». При разработке проекта этого Закона были учтены положения Постановления Верховной Рады Украины от 04 июня 2010 года «Об основных направлениях бюджетной политики на 2011 год», cреди которых особое значение имеют следующие:

  • проведение реформирования системы налогов и сборов (обязательных платежей) путем принятия Налогового кодекса Украина, в котором предусмотрены:
    • переход к определению налога на прибыль предприятий с применением метода сопоставления доходов и расходов плательщиков налога с учетом мирового опыта;
    • установление ставок акцизного сбора на компоненты бензинов на уровне ставок на бензины;
    • введение дополнительного налогообложения доходов граждан с высоким уровнем доходов, в частности, путем введения налога на роскошь;
    • совершенствование системы налогообложения доходов самозанятых лиц (субъектов предпринимательской деятельности и лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность);
    • определение платы за торговый патент в процентах к минимальной заработной платы с одновременным введением для пунктов продажи нефтепродуктов, сжиженного и сжатого природного газа платы за торговый патент на каждый пистолет топливно-раздаточных колонок;       - введение налоговых каникул для семейного бизнеса;
  • интенсификация процесса взыскания налоговой задолженности;
  • осуществление мероприятий по внедрению единого социального взноса;
  • внесение изменений в Основы законодательства Украины об охране здоровья с целью определения на законодательном уровне понятий "медицинская помощь" и "медицинская услуга" для формирования перечня гарантированных государством бесплатных медицинских услуг и услуг, которые должны предоставляться на платной основе, и стандартов медицинской помощи;

Кроме того, согласно вышеупомянутого нормативного акта, бюджетная политика в 2011 году направлена на:

  • упорядочение действующих налоговых льгот с целью расширения базы налогообложения и выравнивания налоговой нагрузки на налогоплательщиков, а также минимизацию льгот по плате за землю;
  • увеличение предельных размеров ставок по налогам и сборам (обязательным платежам), устанавливать которые имеют право местные советы, в частности, единого налога для субъектов малого предпринимательства, платы за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности;
  • введение налога на недвижимое имущество в качестве дополнительного источника доходов местных бюджетов;
  • предоставление больших полномочий местным органам власти по введению и взиманию местных налогов и сборов;
  • усовершенствование системы администрирования налога с доходов физических лиц в части определения в налоговом расчете суммы обязательства налогового агента по уплате начисленного налога с доходов физических лиц.

Таким образом, методика наполнения бюджета в 2011 г. совершенно очевидна – доход за счет реформированного и увеличенного налогового давления на предпринимателей и урезания расходов на первоочередные нужды населения, такие как образование, медицина и наука. Социальной ориентированности и тем более ориентированности госбюджета на поддержку предпринимательства,  не наблюдается, что, впрочем, уже стало тенденцией.

Зато невооруженным взглядом можно увидеть, что расходы на ключевые органы власти в 2011 году станут одними из самых высоких за последние годы. На деятельность президента, Верховной Рады и правительства в 2011 году выделено 2,44 млрд грн. Больше денег на свою работу ключевые органы власти получали только в докризисном 2007-м - 2,52 млрд грн.

Расходы на Администрацию президента составили почти 1,5 миллиарда, т.е. увеличены  по сравнению с 2010 годом на 400 миллионов гривен.

Расходы на лечение, поликлиническое обслуживание и санатории для одного депутата равны затратам на здоровье 5130 граждан (785 000 грн/год для депутата и 153 грн/год для «простого смертного»).

Предусмотренные в гос.бюджете расходы на отдых одного депутата в 1104,5 раза больше, чем расходы на отдых рядового гражданина. Государственное управление делами реконструирует 4 санатория для власти на 39 млн грн (столько же предоставлено на ремонт всеукраинской детской больницы "Охматдет").

Расходы на содержание резиденций, ведения охотничьего хозяйства увеличено еще на 50,5%. 2010 года эти же расходы были увеличены на 58%.

Расходы на содержание санаторно-курортных учреждений ГУД увеличен еще на 82%. 2010 года эти же расходы были увеличены на 50%.

Обеспечение высших должностных лиц авиатранспортом вырастет в 2011 году до 189 млн грн (2009 год - 96 млн грн, 2010 - 125 млн грн). Это в 30 раз больше, чем расходы на лечение онкобольных, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС.

При этом отсутствует как таковое сокращение административных расходов на органы власти при декларативном сокращении штатов.

Также в наступившем году за услуги бюджетных учреждений украинцы заплатят 17,3 миллиардов гривен, что на 4 миллиарда больше, чем в 2010 року.

Следующей принципиально важной особенностью действующего гос.бюджета является радикальное увеличение расходов на содержание Генпрокуратуры, МВД, СБУ.

Расходы на Генеральную прокуратуру увеличены на 1 миллиард гривен, по сравнению с 2010 годом, на Министерство внутренних дел - на 2 миллиарда, и теперь бюджет МВС равен бюджету Министерства обороны Украины, на Службу безопасности добавлено 500 миллионов.

Еще более красноречивым (с политической точки зрения) выглядит сравнение сумм расходов на отдельные статьи бюджета 2009 и 2011 годов:

2011 2009
Государственное управление делами (Президент) 1231 млн 78 млн
Генеральная прокуратура 2200 млн 966 млн
Министерство оборони 11375 млн 7428 млн
Министерство образования и науки 12421 млн 12600 млн
Лечение граждан за границей 14 млн 29 млн

Госбюджет 2011 защитил интересы органов власти, вплоть до весьма элитного отдыха власть имущих, и обеспечил укрепление, развитие, полную материальную поддержку силовых структур, оставив без внимания, а в некоторых случаях и сократив расходы на потребности населения в областях медицинского обслуживания, образования, развития науки. Об этом говорят результаты сравнения цифровых показателей нового госбюджета с бюджетом минувшего года.

Так, расходы на модернизацию системы образования уменьшены в наступившем году до 18,5 млн грн, что на 1,5 млн грн меньше, чем в 2010 году. Модернизация общего образования обойдется в 64 млн грн, что составляет лишь 0,003% расходов бюджета на образование. Это сумма в 10 раз меньше, чем выделенная на подготовку и повышение квалификации кадров органов внутренних дел.Расходы на поддержку отечественного книгоиздания уменьшены на 40% - до 20 млн грн, по сравнению с 33 млн грн в 2010 году.

На государственную программу "Детская онкология", так же, как и на программу лечения сердечно-сосудистых заболеваний в госбюджете этого года не выделено ровным счетом ничего.

В 10 раз уменьшено финансирование международных и научно-технических программ, однако увеличены расходы на развитие физической культуры и спорта среди работников МВД.

В 5 раз уменьшено финансирование научных и научно-технических разработок, однако увеличены расходы на подготовку прокурорско-следственных кадров. На это запланировано потратить 35 миллионов.

На 20% уменьшены стипендии и гранты на науку и технику, однако на 15% выросли расходы на руководство и управление деятельностью органов внутренних дел.

Одновременно со всем вышеизложенным в основном финансовом документе Украины на 2011 год заложены неограниченные возможности для накопления государственного долга. По прогнозам специалистов, запланированный государственный долг вырастет на 20% - до минимум 410 миллиардов гривен, или 1300 долларов на каждого гражданина Украины.

К тому же бюджет содержит в себе скрытый дефицит. В результате чего реальный дефицит достигнет по итогам года 9-12% (вместо задекларированных 3% ВВП), или 100-150 млрд. гривен.

Все указывает на то, что Евро-2012 окончательно превратится в "черную дыру" бюджета - почти 11,5 миллиардов гривен бюджетных денег распределятся без тендеров. Кроме того, по решению правительства механизм государственных гарантий может применяться для сумм, превышающих предусмотренные гос. бюджетом.

Привлечение частных инвестиций в Украину остается в труднореализуемых планах. Не смотря на это, в Украине строятся инфраструктурные объекты, такие как дороги, в 2,5 раза превышающие по стоимости европейские аналоги.

Таким образом, несложно сделать вывод о том, что приоритетами действующего государственного бюджета является финансирование вертикали власти, вплоть до элитного отдыха и дорогостоящего лечения, а также полное обеспечение силовых структур.

При этом, трудно избавится от мысли, что силовики финансируются в объеме, достаточном для подавления любого недовольства общества, о котором забыли подумать при составлении финансового плана государства.