Назад в будущее или возвращение игорного бизнеса в Украину

15 мая 2009 р. Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О запрете игорного бизнеса в Украине», со дня вступления в силу которым (25.06.2009 г.) на всей территории Украины запрещается игорный бизнес, а также участие в азартных играх, под которыми, в силу названного Закона, понимаются игры, условием участия в которых является внесение игроком ставки, дающее возможность получить выигрыш, и результат которых полностью или частично зависит от случайности. То есть, начиная с 25 июня 2009 года, деятельность юридических и физических лиц - предпринимателей в сфере игорного бизнеса, в понимании указанного Закона, отнесена к запрещенным в Украине видам хозяйственной деятельности, за совершение которых виновные должны привлекаться к уголовной ответственности.

Какие же последствия имели место для страны после принятия вышеуказанного Закона? Выделим наиболее основные:

  1. Сокращение рабочих мест, что привело к появлению значительного количества безработных.
  2. Немалое нанесение ущерба бюджету страны в целом и местным бюджетам в частности.
  3. Переход большинства участников игорного рынка в тень, многие из которых «крышуются» правоохранительными органами, а также появление незаконно работающих под видом «Интернет-клубов» казино.
  4. И напоследок, падение имиджа Украины в международных рейтингах, а именно в сфере инвестиционной привлекательности и экономической свободы.

Однако не прошло и года, как в марте 2010 г. новый глава Государственного комитета по регуляторной политике и предпринимательству Михаил Бродский сделал заявление о возрождении игорного бизнеса в Украине. 26 марта по инициативе Бродского состоялась встреча с представителями игорного бизнеса. В ходе дискуссии обсуждались концепция и возможные варианты открытия казино на основании специального закона, стоимость лицензии на право заниматься игорным бизнесом, наличие игровых автоматов в казино, как бороться с теневым игорным бизнесом и другие вопросы.

На сегодняшний день существует разрабатываемый Кабинетом Министров Украины совместно с Госкомпредпринимательством Законопроект «Об азартных играх». Последняя редакция датируется 03.11.2010 г.

Рассмотрим наиболее существенные положения:

  1. Реализацию государственной политики в сфере игрового бизнеса в Украине осуществляет Кабинет непосредственно и через специально уполномоченный центральный орган государственной исполнительной власти по вопросам государственного регулирования сферы азартных игр, которым является Министерство финансов Украины.
  2. Создание специальных игровых зон для размещения казино, которое является единственным местом организации и проведения азартных игр (кроме государственных денежных лотерей). Территорией специальных игровых зон считаются:
    • а.территория Автономной Республики Крым (кроме г. Севастополя) и территория курортов: г. Буковель, г. Трускавец, г. Моршин, г. Мукачево и пгт Славское в их географических пределах, установленных законодательством Украины;
    • б.территория в середине гостиницы классом не меньше чем "четыре звезды" или эквивалентного им уровня за другими шкалами оценивания, общий номерной ресурс которого составляет не менее 100 номеров;
    • в.территория в середине культурно развлекательного комплекса, на которой можно разместить казино с площадью игрального зала (залами) не менее 500 квадратных метров;
    • г.территория в середине отдельного нежилого здания, на которой можно разместить казино с площадью игрального зала (залами) не менее 500 квадратных метров;
    • д.территория в середине судна, которое зарегистрировано на территории Украины и в корпусе которого можно разместить казино с площадью игрального зала (залами) не менее 500 квадратных метров.
  3. На территории Украины позволяется организовывать и проводить такие виды азартных игр: государственные денежные лотереи, игры в карты, игры в кости, игры в рулетку. Запрещается проведение других видов азартных игр, в частности интерактивных игр, других теле- и радиоигр, которые предусматривают внесение физическим лицом платы за участие у них (в том числе как платы за услуги телефонной связи).
  4. Субъект хозяйственной деятельности имеет право начать деятельность в сфере азартных игр лишь по получении лицензии на такие виды деятельности:
    • а.организация и проведение азартных игр - 1000 гривен;
    • б.проведение государственных видеолотерей - 40000000 гривен;
    • в.проведение государственных лотерей бинго - 40000000 гривен;
    • г.проведение государственных лотерей тото - 40000000 гривен;
    • д.проведение государственных числовых лотерей - 40000000 гривен;
    • е.проведение государственных разрядных лотерей - 40000000 гривен;
    • ж.проведение государственных мгновенных лотерей - 40000000 гривен;
    • з.проведение азартных игр в казино - 40000000 гривен.
    Лицензия на проведение соответствующей государственной лотереи и проведение азартных игр в казино выдается оператору азартных игр на семь лет. Оператор платит стоимость лицензии равными долями ежеквартально в течение срока действия лицензии. Первую и последнюю ежеквартальные части стоимости лицензии оператор платит сразу по получении им сообщение от органа лицензирования о решении относительно выдачи ему лицензии.
  5. Уставный (составленный) капитал оператора азартных игр (оператором азартных игр может быть юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Украины) в казино не может быть меньше, чем сумма стоимости лицензии и стоимости игрального оборудования, которое используется для проведения азартных игр.

Данный Законопроект может похвастаться одобрением и поддержкой со стороны должностных лиц и различных аналитиков, мнение которых сводится к ощутимым убыткам государства в связи с отсутствием налоговых поступлений со стороны операторов и уход их в подполье.

Большинство представителей игорного бизнеса напротив восприняли некоторые нормы проекта негативно, в частности те, которые касаются территориального размещения игровых зон в городах Западной Украины и в некоторых небольших городах Крыма, ставя под сомнение экономическую целесообразность такого размещения.

А.В. Игнатенко, АК «Прайм»