Назад в будущее или возвращение игорного бизнеса в Украину
15 мая 2009 р. Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О запрете игорного бизнеса в Украине», со дня вступления в силу которым (25.06.2009 г.) на всей территории Украины запрещается игорный бизнес, а также участие в азартных играх, под которыми, в силу названного Закона, понимаются игры, условием участия в которых является внесение игроком ставки, дающее возможность получить выигрыш, и результат которых полностью или частично зависит от случайности. То есть, начиная с 25 июня 2009 года, деятельность юридических и физических лиц - предпринимателей в сфере игорного бизнеса, в понимании указанного Закона, отнесена к запрещенным в Украине видам хозяйственной деятельности, за совершение которых виновные должны привлекаться к уголовной ответственности.
Какие же последствия имели место для страны после принятия вышеуказанного Закона? Выделим наиболее основные:
- Сокращение рабочих мест, что привело к появлению значительного количества безработных.
- Немалое нанесение ущерба бюджету страны в целом и местным бюджетам в частности.
- Переход большинства участников игорного рынка в тень, многие из которых «крышуются» правоохранительными органами, а также появление незаконно работающих под видом «Интернет-клубов» казино.
- И напоследок, падение имиджа Украины в международных рейтингах, а именно в сфере инвестиционной привлекательности и экономической свободы.
Однако не прошло и года, как в марте 2010 г. новый глава Государственного комитета по регуляторной политике и предпринимательству Михаил Бродский сделал заявление о возрождении игорного бизнеса в Украине. 26 марта по инициативе Бродского состоялась встреча с представителями игорного бизнеса. В ходе дискуссии обсуждались концепция и возможные варианты открытия казино на основании специального закона, стоимость лицензии на право заниматься игорным бизнесом, наличие игровых автоматов в казино, как бороться с теневым игорным бизнесом и другие вопросы.
На сегодняшний день существует разрабатываемый Кабинетом Министров Украины совместно с Госкомпредпринимательством Законопроект «Об азартных играх». Последняя редакция датируется 03.11.2010 г.
Рассмотрим наиболее существенные положения:
- Реализацию государственной политики в сфере игрового бизнеса в Украине осуществляет Кабинет непосредственно и через специально уполномоченный центральный орган государственной исполнительной власти по вопросам государственного регулирования сферы азартных игр, которым является Министерство финансов Украины.
- Создание специальных игровых зон для размещения казино, которое является единственным местом организации и проведения азартных игр (кроме государственных денежных лотерей). Территорией специальных игровых зон считаются:
- а.территория Автономной Республики Крым (кроме г. Севастополя) и территория курортов: г. Буковель, г. Трускавец, г. Моршин, г. Мукачево и пгт Славское в их географических пределах, установленных законодательством Украины;
- б.территория в середине гостиницы классом не меньше чем "четыре звезды" или эквивалентного им уровня за другими шкалами оценивания, общий номерной ресурс которого составляет не менее 100 номеров;
- в.территория в середине культурно развлекательного комплекса, на которой можно разместить казино с площадью игрального зала (залами) не менее 500 квадратных метров;
- г.территория в середине отдельного нежилого здания, на которой можно разместить казино с площадью игрального зала (залами) не менее 500 квадратных метров;
- д.территория в середине судна, которое зарегистрировано на территории Украины и в корпусе которого можно разместить казино с площадью игрального зала (залами) не менее 500 квадратных метров.
- На территории Украины позволяется организовывать и проводить такие виды азартных игр: государственные денежные лотереи, игры в карты, игры в кости, игры в рулетку. Запрещается проведение других видов азартных игр, в частности интерактивных игр, других теле- и радиоигр, которые предусматривают внесение физическим лицом платы за участие у них (в том числе как платы за услуги телефонной связи).
- Субъект хозяйственной деятельности имеет право начать деятельность в сфере азартных игр лишь по получении лицензии на такие виды деятельности:
- а.организация и проведение азартных игр - 1000 гривен;
- б.проведение государственных видеолотерей - 40000000 гривен;
- в.проведение государственных лотерей бинго - 40000000 гривен;
- г.проведение государственных лотерей тото - 40000000 гривен;
- д.проведение государственных числовых лотерей - 40000000 гривен;
- е.проведение государственных разрядных лотерей - 40000000 гривен;
- ж.проведение государственных мгновенных лотерей - 40000000 гривен;
- з.проведение азартных игр в казино - 40000000 гривен.
- Уставный (составленный) капитал оператора азартных игр (оператором азартных игр может быть юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Украины) в казино не может быть меньше, чем сумма стоимости лицензии и стоимости игрального оборудования, которое используется для проведения азартных игр.
Данный Законопроект может похвастаться одобрением и поддержкой со стороны должностных лиц и различных аналитиков, мнение которых сводится к ощутимым убыткам государства в связи с отсутствием налоговых поступлений со стороны операторов и уход их в подполье.
Большинство представителей игорного бизнеса напротив восприняли некоторые нормы проекта негативно, в частности те, которые касаются территориального размещения игровых зон в городах Западной Украины и в некоторых небольших городах Крыма, ставя под сомнение экономическую целесообразность такого размещения.
А.В. Игнатенко, АК «Прайм»