О принятии Закона Украины «О холдинговых компаниях в Украине»

23 сентября 2005 года

Известно, что до принятия закона Украины «О холдинговых компаниях в Украине» в законодательной базе такое понятие как «холдинг» в отношении негосударственной формы собственности отсутствовало. Единственным нормативным актом, содержащим правовое основание создания и функционирования таких компаний, был до сих пор действующий Указ Президента Украины «О холдинговых компаниях, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации» от 11.05.94г. № 224/94. Отдельные вопросы относительно государственных холдингов регулировались актами компетентных ведомств.

Бизнес, руководствуясь общеизвестным принципом «что не запрещено, - дозволено» шел по пути создания хозобществ наиболее удобной в каждом конкретном случае формы – будь-то общество с ограниченной ответственностью (просто, но эффективно!), акционерное общество (более громоздко, зато звучит «покорпоративнее»). Разве что холдинг -частное предприятие в Госреестре не сыскать. Объединяло упомянутые фирмы гордое включение в наименование сочетания «Холдинговая компания» либо просто «Холдинг».

По сути, такие образования представляли собой держателя корпоративных прав (долей, акций) иных подконтрольных владельцу предприятий. Благодаря четко структурированной форме бизнесов стало более эффективным управление аффелированными лицами, ведение единой политики распределения ресурсов, постановка единых требований к организации производственных процессов, менеджмента и проч. Каких-либо налоговых преференций в отношении холдингов законодательство не содержит.

Таким образом, в целом существование холдинговых компаний оставалось в правовом вакууме.

История проекта закона «О холдинговых компаниях в Украине» начата в недалеком 2003 году внесением на рассмотрение под номером 3355 субъектом законодательной инициативы – Кабинетом Министров.

До принятия парламентом 7 февраля во втором чтении  законопроект претерпел немного существенных изменений.

Что же означает холдинговая компания по  принятому закону?

Прежде всего, это:

  1. открытое акционерное общество
  2. которое владеет, пользуется и распоряжается холдинговыми корпоративными пакетами акций (долей, паев) корпоративных предприятий
  3. количество таких предприятий – два и более

Под холдинговыми корпоративными пакетами в законе понимается вносимый в холдинг пакет акций корпоративного предприятия, составляющий 60 и более процентов уставного фонда данного предприятия.

Само же «корпоративное предприятие» означает хозобщество, корпоративным пакетом акций которого владеет, пользуется и распоряжается холдинговая компания.

Итак, из ныне существующих негосударственных холдингов по праву смогут называться таковыми лишь соответствующие указанным выше критериям. Было бы логичным предположить, что достаточно уже двух „корпоративных предприятий” , передающих материнке „холдинговые корпоративные пакеты”, дабы носить  имя холдинга, если бы не одно НО.

Толкование статьи 4 закона позволяет сделать единственно правильный вывод – учредителями ХК должны быть лица, являющиеся собственниками холдинговых корпоративных пакетов (читай – 60 и более % уставного фонда). Напрашивается вопрос: ну хорошо, учредили ХК владельцы холдинговых корпоративных пакетов, нельзя ли ввести владельцев пакетов, недотягивающих до 60% путем допэмиссии, например. НЕЛЬЗЯ. Часть 1 статьи 5 закона говорит о том, что уставной фонд ХК формируется за счет взносов учредителей в форме холдинговых корпоративных пакетов. Иные взносы в виде имущества, денег, нематериальных активов не должны превышать 20%.

Данному вопросу уделаю внимание не случайно – ведь законодатель указывает, что наименование „холдинговая компания” , а также любые словосочетания на такой основе могут использоваться лишь теми субъектами хозяйствования, учредительные документы и деятельность которых соответствуют требованиям закона. Иные субъекты теряют право использовать в своих названиях такие сочетания и не подлежат регистрации с таким названием. Далее в Переходных положениях указано о необходимости уже созданным холдингам привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями закона. Ответственности за невыполнение требований не установлено, однако понятно, что любая попытка зарегистрировать срочно интересующие владельца изменения, как-то – смена юрадреса, изменение размера уставного фонда, продажа предприятия, влекущая смену учредителей – натолкнется на требование регистратора „привести в соответствие”. Посему, откладывать корректировку учредительных в долгий ящик не стоит.

Особое внимание следует обратить на еще одну важную деталь: решение о создании холдинговой компании согласно статье 5 должно быть оформлено договором. Если же учесть, что корпоративные пакеты могут быть сосредоточены у владельцев-физических лиц либо хотя бы один владелец участвующего в создании компании пакета гражданин, то такой договор должен быть удостоверен нотариально. С вытекающими последствиями в виде 1% госпошлины. В данной ситуации не помогут никакие ухищрения со ссылками на Гражданский кодекс, закон, регламентирующий регистрацию, о том, что договор о создании не является учредительным документом. Полагаю, процент платить придется, поскольку регистратор будет требовать вместо обычного протокола учредительного собрания – решение о создании ХК в виде договора. Аналогичные требования выдвинет и Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку на этапе регистрации эмиссии акций ХК. И, как видим, небезосновательно.

Помимо прописанной в законе процедуры создания и деятельности ХК, достаточно тщательной регламентации создания государственных холдингов, интерес представляют такие новации как:

  • организация отдельного реестра холдинговых компаний в рамках существующего Госреестра юрлиц и физлиц-предпринимателей (четкие сроки создания такого реестра в законе не прописаны);
  • проведение обязательного годового аудита как самой холдинговой компании, так и корпоративных предприятий, обеспечение холдингом внутреннего аудита корпоративных предприятий;
  • обязательство холдинга на протяжении месяца по его регистрации опубликовать информацию о направлениях своей деятельности; последующие ежегодные публикации  консолидированной отчетности ХК  и финотчетов корпоративных предприятий.

Не хотелось в этой статье давать критические оценки закона – так долго ожилалось его принятие. Тем более, пребывающий  в парламенте практически „на выходе” доработанный законопроект „Об акционерных обществах”  потребует срочных изменений в зарождающееся холдинговое законодательство с установлением нового статуса холдингов как публичных компаний.

Директор адвокатской компании "Прайм"

Адвокат Кузьмич Татьяна