Проект закона «Об адвокатуре»: мечта или реальность?

15 декабря 2007 года

Адвокатура Украины прошла нелегкий путь своего реформирования и поисков самых эффективных форм и методов предоставления юридической помощи гражданам и организациям. В то же время в нашем обществе пренебрежительно относились к демократическим институтам, фактически отсутствовала критика и гласность, происходило занижение стандартов демократии и законности. Что касается адвокатуры, то это оказалось в фактическом ее огосударствлении, о чем свидетельствуют полномочия органов государственной власти и управления касательно общего руководства коллегиями адвокатов.

Пытаясь решить вопросы, которые формировались годами, группа народных депутатов, а именно: Головатый С.П., Соболев С.В., Стретович В.М., Мусияка В.Л внесли 13.09.2005р. на рассмотрение Верховного Совета законопроект № 7051-1, который предлагает новое виденье украинской адвокатуры.

Надеюсь, что принятие нового Закона Украины „Об адвокатуре" решит основные проблемы, которые делают полноценную деятельность адвокатуры невозможной, и будет способствовать ее формированию и развитию как специально уполномоченного негосударственного правозащитного института, который является составной частью гражданского общества.Адвокатура Украины должна осуществлять свою деятельность на принципах верховенства закона, независимости, демократизма, гуманизма и конфиденциальности.

Основными заданиями, которые ставят перед собой разработчики проекта являются:

  • обеспечение реализации конституционного права граждан на качественную и доступную правовую помощь.
  • должным образом закрепить место и роль адвокатуры в правовой системе Украины.
  • обеспечить механизм реализации профессиональных прав адвокатов и гарантий адвокатской деятельности.
  • установить достойное вознаграждение адвокатов за выполнение обязательств защитника по назначению.
  • создать условия надлежащего социального обеспечения адвокатов.
  • привести законодательство, которое регулирует вопрос относительно осуществления адвокатской деятельности в Украине, в соответствие с международными стандартами.

Актуальность принятия новой редакции Закона Украины „Об адвокатуре" предопределена необходимостью решения широкого круга существующих теоретических и практических проблем адвокатуры, которые делают невозможным ее полноценное функционирование.

Рассматривая положения будущего закона можно сделать выводы отвечает ли законопроект требованиям законодательства на сегодняшний день.

Беря в руки законопроект, всегда ожидаешь, что он - решение всех проблем, панацея от всех бед современных юристов... Иногда ожидания оправдываются иногда нет... Я попытаюсь быть объективной и в конце своего анализа смогу с уверенностью сказать, чего ожидать от нового проекта – еще одного разочарования и гибели его на первом чтении, как и большинства его предшественников, или осуществление мечты каждого адвоката и рождения нового закона „Об адвокатуре”...

Рассмотрим основные положения:

В разделе первом предлагается определение адвокатуры как специально уполномоченного негосударственного профессионального правозащитного института, к которому принадлежат лица, которые приобрели статус адвоката и осуществляют адвокатскую деятельность. По моему мнению, определение термина "адвокат" как лицо, которое приобрело определенный этим Законом специальный статус, что позволяет практиковать право, - осуществлять адвокатскую деятельность – является недостаточно верным потому, что особенностью адвокатского статуса не является право на осуществление практики права. Целесообразным является определение адвоката в криминально-процессуальной терминологии и в соответствии с определением адвокатуры в ч.2 ст.59 Конституции Украины "адвокат - лицо, которое приобрело определенный этим законом специальный статус, который позволяет осуществлять защиту законных прав и интересов субъектов права.

Упущением является также то, что государство не было включено как субъект, который имеет право на защиту.

Позитивные изменения: повышение требований к лицам, которые должны получить статус адвоката путем: установления требований о наличии безукоризненной репутации, увеличение стажа работы до трех лет в отрасли права необходимого для получения статуса адвоката, внедрения обязательной стажировки.

В ст.10 не отмечено необходимо ли полное высшее образование при учете стажа, достаточно размыто указано „требует ли должность наличия высшего юридического образования”. К сожалению, основатели проекта не позаботились о молодых специалистах указав, что лицо, которое не имеет полного высшего образования работает как стажер или помощник адвоката.

Достаточно размытым является указанное в ст.28 утверждение о том, что гонорар должен быть разумно обоснованным. Это оценочное понятие, поэтому могут возникнуть проблемы с толкованием и применением этой нормы.

В проекте также можно отметить и позитивные изменения, планируется:

  1. Установление одинакового порядка подтверждения полномочий адвоката на участие в криминальном, гражданском, хозяйственном, административном судопроизводстве.
  2. Исключение из криминально процессуального законодательства дискриминационных положений об устранении защитника от участия в деле.
  3. Расширение гарантий адвокатской деятельности, в частности путем:

    1) запрета любого вмешательства в адвокатскую деятельность и препятствия в ее осуществлении;

    2) установления специальной последовательности по делам о преступлениях, совершенных адвокатами;

    3) ограничение возможности проведения оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий относительно адвоката;

    4) закрепление положения об обязательном присутствии представителя РРА при задержании адвоката или решении вопроса о применении к нему меры пресечения;

    5) установление ответственности за безосновательное непредоставление информации или документов по запросу адвоката;

    6) запрещается требовать от адвоката предъявления договора о предоставлении правовой помощи для подтверждения полномочий на участие в деле, а также другие гарантии.

    Все это на первый взгляд кажется позитивным, но есть в этом и свои недостатки. П.8 ч.2 ст. 45 запрещает привлечение адвоката к криминальной, административной, гражданской, материальной и другой ответственности, или угрожать ее применением в связи с осуществлением адвокатской деятельности. Это означает фактический иммунитет адвоката к статьям КК Украины, которые содержатся в разделе «Преступления против правосудия».

  4. Расширение предмета адвокатской тайны. Однако за разглашение адвокатской тайны отсутствуют санкции.
  5. Создание Единого реестра адвокатов Украины и Единого реестра адвокатских образований Украины со свободным доступом и своевременным возобновлением информации об адвокатах, который обеспечит граждан достоверной информацией об адвокатах.

В ч.3 ст.52 указывается, что: „Участие в органах адвокатского самоуправления является почетной обязанностью адвоката и осуществляется на общественных началах”. В органах адвокатуры Украины никогда не было и никоим образом не может быть обязательного членства, поскольку оно является общественной организацией.

В ст. 36 Конституции Украины речь идет о праве граждан объединяться в общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов. Как указано в Конституции никто не может быть принужден к вступлению в любое объединение граждан. Имеются в виду, в частности, общественные организации, которые действуют в соответствии с Законом «Об объединении граждан», например, Союз адвокатов Украины и другие общественные органы адвокатов, созданные в соответствии со ст. 19 действующего Закона «Об адвокатуре», в отличие от профессиональных организаций адвокатов, предусмотренных ст. 4 этого же закона, где адвокаты занимаются своей профессиональной деятельностью, а не общественной, и осуществляют не защиту своих прав и свобод, а защищают права других людей. Если внимательно ознакомиться со статьей 1 законопроекта «Об адвокатуре», то из нее выразительно выплывает, что адвокатура являет собой единственное сообщество адвокатов, в который может войти ограниченный круг лиц — те, кто имеют специальное разрешение на занятие определенной профессиональной деятельностью (свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью), то есть это не общественная, а профессиональная организация.

Из анализа проекта закона видно, что в нем присутствуют как позитивные моменты, так и определенные недостатки, которые могут усложнить толкование нормы закона в дальнейшем ее применении.

Корочкина Анна

Юрист АК "Прайм"