Жажда земли

На рынке сельхозземель последнее время замечена некоторая паника, что не могло не отразиться на продажной цене объектов. Так, земельные участки сельскохозяйственной категории, расположенные близко к границам 30-километровой зоны города Киева за последний месяц упали в цене на 100-150 долларов за сотку. Что же послужило причиной снижения?

Земельным кодексом Украины запрещено предприятиям и физическим лицам приобретать земельные участки сельскохозяйственного назначения размером более 100 га. Указанная площадь может быть увеличена исключительно в случаях наследования по закону. Запрет на приобретение большей площади участков сроком до 2015 года был введен законом в октябре 2004 года. Также положения кодекса запрещали вносить права пользования земельными участками (паями) в уставные фонды хозяйственных обществ. Помимо того, пункт 15 Переходных положений Земельного кодекса устанавливал прямой запрет до 1 января 2007 года на продажу земель, выделенных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и иного товарного сельскохозяйственного производства, а также гражданам – собственникам земельных долей (паев).

Заинтересованные в приобретении земель предприниматели использовали достаточно отработанные схемы, позволяющие добиться запланированного результата. В случае срочности сделки, например, создавали ряд юридических лиц с дальнейшим подписанием по сути связанных договоров купли-продажи. Формально же каждое из созданных предприятий приобретало объект размером до установленного ограничения. Если же был временной запас, к примеру в 3-4 месяца, проводили перевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в приемлемый для использования по целевому назначению, как правило – земли промышленности, транспорта, строительства, т.п.

В любом случае игроки земельного рынка в неуемной жажде прозрачности ожидали истечения срока действия моратория с нового года. Ведь лоббирование социалистами продления моратория есть не что иное, как популизм, расчет на политические диведенды у определенной части украинского электората, хотя, по сути, этому самому электорату не дает возможности распорядиться по праву имеющимся.

Как бы там ни было,  3 октября 2006 года Верховный Совет Украины утвердил за основу проект закона, внесенный народным депутатом Цушко В.П., касающийся запрета на продажу земель сельхозназначения. Почему законопроект взволновал обществененность?

Проектом предлагается:

  1. Ввести не позднее 1.01.2008 года полноценный рынок земель, находящихся в государственной и коммунальной собственности, а также земель товарного сельскохозяйственного производства.
  2. Запретить (внимание!) продажу земель сельскохозяйственного назначения до принятия соответствующих законодательных актов. Ниже следует перечень законов, а также мероприятий, которые необходимо предпринять для снятия запрета.

Итак, если существующая версия пункта 15 Переходных положений ЗКУ запрещала продажу земель определенного целевого назначения, используя расхожий сленг латифундистов – так называемой «товарки» и паев, то настоящий вариант устанавливает категорический запрет на все земли  сельскохозяйственного назначения, а под эту категорию будут попадать в том числе и земли ОСГ. Каковы шансы на прохождение проекта в данной редакции? Давать какие-либо прогнозы в существующем хаосе вещь неблагодарная, хотя некоторые эксперты считают вполне вероятным принятие закона уже в ближайшее время. Существуют ли методы уйти от ограничительных формулировок в случае вступления в силу? Конечно же, да. Но не будем забегать вперед. Решаем проблемы по мере их возникновения.